Jump to content

Диапазоны - какой выбрать? SW(CB)/VHF/UHF


MIG

Recommended Posts

Радиосвязь диапазонов: Low Band, VHF, UHF

skitch.png

1. Основные положения.
2. Традиционные (conventional) системы радиосвязи.
3. Транкинговые системы радиосвязи. 

1. Основные положения. 

Частотные диапазоны. 

Для организации сетей сухопутной подвижной радиосвязи на территории Российской Федерации выделены следующие частотные диапазоны: Диапазон, МГц Обозначение

  • 30-50 LB (LOW BAND) 136-174,
  • VHF 400-512 UHF, 
  • 300-345 300 МГц

Разрешение использования радиочастот оформляются подразделениями Госсвязьнадзора. Исключение составляют ведомственные системы связи (например, за силовыми структурами закреплены выделенные поддиапазоны частот). 

В любом случае для создания системы связи в указанных диапазонах обязательно выделение радиочастот (частное присвоение). 

В случае отсутствия у Заказчика радиочастот, выделенных для создания системы, специалисты нашей фирмы помогут разработать частотный план и предоставят всю необходимую информацию по правильной подготовке документов для обращения в органы Госсвязьнадзора. 

Дальность радиосвязи. 

Дальность радиосвязи зависит от большого числа параметров (используемый частотный диапазон, рельеф местности, высота установки антенн, электромагнитная обстановка, и т. д.) и может быть точно определена только экспериментальным путем. 

Каждый из частотных диапазонов характеризуется специфическими условиями распространения радиосигнала. Сигналы в диапазоне Low Band в наибольшей степени подвержены влиянию промышленных помех, помех от бытовых приборов, радиовещательных и телевизионных передатчиков. 

Применение оборудования данного диапазона оптимально в сельской местности, где уровень помех значительно ниже, чем в условиях плотной городской застройки. 

Диапазон характеризуется хорошим огибанием неровностей ландшафта и распространением за пределы прямой видимости. 

Хорошие результаты по дальности связи получаются между стационарными объектами и автомобилями, однако, портативные станции имеют меньшую дальность связи из-за малой эффективности спиральных антенн, так как длина волны много больше длины антенны. 

Диапазон VHF - один из самых универсальных диапазонов. Оборудование этого диапазона прекрасно работает как в сельской местности, так и в условиях городской застройки. По сравнению с диапазоном Low Band он имеет недостаточное загоризонтное распространение и поэтому для увеличения дальности радиосвязи требует гораздо большей высоты установки базовой антенны. 

Портативные станции работают достаточно успешно на открытой местности, но в условиях плотной городской застройки качество связи существенно снижается, поскольку отсутствует переотражения. Эффективность спиральных антенн достаточно высока, но, все же, не максимальна из-за разницы длины волн и геометрических размеров антенн. 

Диапазон UHF - считается "городским" и проявляет свои лучшие качества в условиях плотной городской застройки. Выбор этого диапазона оптимален при необходимости получения устойчивой связи на небольших расстояниях, например, в черте города. Даже при использовании портативных радиостанций обеспечивается устойчивая связь с минимальным количеством мертвых зон.Для открытой местности UHF не чень удобен, так как радиоволны этого диапазона плохо огибают неровности рельефа и имеют сильное затухание в лесистой местности. 

Для получения большой дальности связи потребуются очень высокие точки установки базовых антенн. 

Усредненные ориентировочные значения дальности радиосвязи приведены на рис. 1.

imageproxy.php.gif
Рис. 1. Ориентировочные значения дальности радиосвязи
Частотные каналы и режимы работы радиостанций. 

Подавляющее большинство современных радиостанций работает в симплексном илиполудуплексном режиме. При этом прием и передача одновременно невозможны. Включение передачи осуществляется нажатием тангенты. При отпускании тангенты станция переходит в режим приема. Частоты передачи и приема образуют частотный канал и в общем случае могут быть различными. 

Если частоты передачи и приема совпадают, то канал называется симплексным. Если частоты передачи и приема различны, то канал является дуплексным, а режим работы радиостанции полудуплексным. В режиме полного дуплекса (то есть когда передача и прием осуществляются одновременно и тангенту нажимать не нужно) на дуплексном канале могут работать только полнодуплексные радиостанции, которые мало распространены из-за высокой стоимости. 

В радиостанции могут быть запрограммированы параметры различных каналов. В зависимости от модели радиостанции число каналов может варьироваться от 1 до 100 и более. 

Типы оборудования. 

Радиостанции, входящие в состав системы сухопутной подвижной радиосвязи, можно разделить на группы по следующим категориям: 

Условия эксплуатации. 

Профессиональные радиостанции (MOTOROLA, VERTEX): 
Как, правило, соответствуют требованиям военного стандарта по ударопрочности, воздействию вибрации, пылевлагозащищенности. Имеют минимум органов управления , параметры жестко программируются и не могут быть изменены пользователем. Насчитаны на длительный срок службы в жестких условиях. 

Коммерческие и любительские радиостанции (YAESU, ALNICO): 
Имеют "дружественный" дизайн. Не рассчитаны на работу в экстремальных условиях. Параметры могут устанавливаться пользователем. Радиолюбительские станции имеют расширенный набор пользовательских функций. 

Необходимо отметить, что некоторые модели занимают промежуточное положение и не могут быть однозначно отнесены к определенному классу. 

Место установки. 

Портативные (носимые) радиостанции: 
Выходная мощность0.5-6 Вт, емкость аккумулятора 600-155 мАч. Типичный комплект поставки: приемопередатчик (собственно станция), антенна, аккумулятор, зарядное устройство. 

Автомобильные радиостанции: 
Выходная мощность 10-60 Вт, питание от бортовой сети (13.8 В). Типичный комплект поставки: приемопередатчик (собственно станция),монтажный комплект, кабель питания, автомобильный микрофон с креплением. Автомобильная антенна, в большинстве случаев, поставляется отдельно. 

Стационарные радиостанции: 
Как правило, автомобильные станции имеют возможность стационарной установки. Дополнительное оборудование: блок питания от сети 220 В, стационарная антенна, антенный кабель. Для удобства работы может использоваться настольный диспетчерский микрофон. 

Профессиональные, коммерческие и любительские станции, как правило, не отличаются по основным радиотехническим параметрам (частотные диапазоны, выходная мощность, чувствительность). Выбор того или иного типа оборудования определяется условиями эксплуатации и необходимым набором функций. 
 

2. Традиционные (conventional) системы радиосвязи. 

Выбор типа радиосети определяется имеющимся частотным ресурсом, количеством пользователей и спецификой их работы. В традиционных диспетчерских системах радиосвязи за каждой группой закрепляется выделенный частотный канал. 

Такой способ организации радиосвязи оказывается достаточно эффективным в тех случаях, когда общее число абонентов системы невелико, а необходимая зона радиопокрытия ограничена. Основным достоинством системы радиосвязи является простота и невысокая стоимость. К недостаткам можно отнести неэффективное использование частотного спектра и небольшой набор сервисных функций. Диспетчерские радиосети чаще всего используются для организации технологической или служебной радиосвязи. 

Симплексные радиосети. 

В простейшем случае радиосеть представляет собой группу радиостанций, работающих на одной частоте (на одном симплексном канале) рис. 2. Все пользователи радиостанций слышат друг друга и вызывают необходимого абонента голосом. При таком способе организации связи число радиостанций, как правило, невелико(2-20). 

В радиосети могут использоваться портативные, автомобильные и стационарные радиостанции. Все они равнозначны. Разумеется, дальность связи между автомобильными (стационарными) станциями выше. 

Группы абонентов в симплексной радиосети. 

Достаточно часто в системе радиосвязи требуется разделить абонентов на группы. Самый простой вариант решения этой задачи - выделить каждой группе свою частоту, что в большинстве случаев невозможно из-за ограниченного частотного ресурса. Наиболее приемлемым решением является разделение групп по тональным илицифровым пилот - сигналам (рис. 3). 
 

imageproxy.php-2.gif
Рис. 2.
imageproxy.php-3.gif
Рис. 3.
Практически все современные радиостанции имеют функции тонального (TONE SQUELCH, GTCSS, PL) иили цифрового (DIGITAL SQUELCH, DGS, DPL) управления шумоподавителем. 

Используя систему тонального или цифрового шумоподавления можно разделить на группу пользователей, работающих на одной частоте. Каждой группе присваивается свой пилот - сигнал, и пользователи радиостанций будут слышать только членов своей группы. 

Это, однако, не означает, что группы смогут вести переговоры одновременно. Как правило, при подобном разделении на группы в радиостанциях программируется включение передачи при наличии в эфире "чужого" пилот - сигнала. Одна и та же радиостанция может быть членом различных групп. При этом на различных каналах устанавливаются соответствующие пилот - сигналы. Номинал частоты при этом на всех каналах может быть одним и тем же. 

Достаточно распространенным является вариант, когда одна из станций является диспетчерской (рис. 4). Это, как правило, стационарная станция, имеющая антенну с большим коэффициентом усиления и достаточно высоко расположенную. При этом за счет правильного расположения и соответствующего типа антенны дальность связи с диспетчерской станцией может быть увеличена, и абоненты, не имеющие возможность связаться напрямую, могут передать сообщение через диспетчера. 
 
Posted Image
Рис. 4.
Дистанционное управление стационарной станцией. 

В некоторых случаях для организации наилучшего радиопокрытия зоны обслуживания радиосети требуется дистанционная установка диспетчерской станции. Наиболее распространенным решением является использование комплектов дистанционного управления серии С100 фирмы MOTOROLA. Существует два варианта организации дистанционного управления стационарными радиостанциями MOTOROLA GM300GM350 M208М216. 

Вариант 1. Локальное дистанционное управление (рис. 5) 

Применяется тогда, когда управляемая станция удалена от диспетчерского пульта C100 LOCAL (EN1000) на расстояние до 300 м. Пульт C100 LOCAL подключается непосредственно к аксессуарному разъему радиостанции GM300 GM350М208М216. Управление осуществляется по шестипроводному кабелю. 
imageproxy.php-5.gif
Рис. 5. Локальное дистанционное управление
Достоинства: большая дальность дистанционного управления, возможность переключения каналов.
Недостатки: необходимость использования адаптера, высокая стоимость по сравнению с локальным вариантом.
Примечание: переключение каналов возможно только при работе с 16-канальными моделями GM300 и 128-канальными моделями GM350. 
  Вариант 2. Тональное дистанционное управление (рис. 6) 

Применяется, когда управляемая станция удалена от диспетчерского пульта C100 TONE (EN1000) на расстояние более 300 м. (до нескольких километров). 

Управление радиостанцией осуществляется тональными сигналами по выделенной двухпроводной линии. Для декодирования тональных сигналов управления и преобразования их в сигналы управления радиостанцией используется тональный адаптер дистанционного управления. 
imageproxy.php-6.gif
Рис. 6. Тональное дистанционное управление
Достоинства: большая дальность дистанционного управления, возможность переключения каналов.
Недостатки: необходимость использования адаптера, высокая стоимость по сравнению с локальным вариантом.
Примечание: переключение каналов возможно только при работе с 16-канальными моделями GM300 и 128-канальными моделями GM350. 
  Выход в телефонную сеть (рис. 7). 

Даже при использовании одной симплексной частоты в радиосети может быть выход в телефонную сеть (как правило, ведомственную). Для этого должна быть установлена стационарная радиостанция с телефонным интерфейсом, а портативные и автомобильные станции должны иметь DTMF клавиатуру. 
imageproxy.php-7.gif
Рис. 7. Выход в телефонную сеть
Радиостанции, имеющие DTMF (аналогичную телефонной), имеют возможность передавать сигналы DTMF в эфир и выходить в телефонную сеть через телефонный интерфейс. Стационарная станция, оборудованная телефонным интерфейсом, принимает телефонный номер в системе DTMF, набираемый с абонентской станции и передать его в телефонную сеть. 

Если в телефонной сети используется импульсный набор, то телефонный интерфейс преобразует DTMF в соответствующий номер в импульсивном виде. Как правило, при использовании простейших телефонных интерфейсов без селективного вызова, абоненты всех станций радиосети будут слышать все телефонные переговоры. Абонент телефонной сети, набравший номер телефонного интерфейса, так же вызовет одновременно всех радиоабонентов. 

Сигнальные системы избирательного (селективного) вызова. 

Использование пилот - сигналов не предусматривает вызов конкретного абонента. Функции индивидуального и группового вызова, а так же ряд дополнительных функций, таких как: сигнал тревоги, проверка наличия радиосвязи, передача идентификационных номеров радиостанций, возможно, реализовать при использовании сигнальных систем. 

Необходимо отметить, что использование сигнальных систем позволяет реализовать указанные функции на уровне абонентских радиостанций без использования сложного и дорогостоящего оборудования. 

Использование сигнальных систем ориентировано в первую очередь на решение профессиональных задач. В большинстве случаев возможность использования селективного вызова имеют только профессиональные радиостанции. (Исключение составляют такие системы как DTMF и однотональный вызов, часто используемые в коммерческих и любительских радиостанциях). 

Радиосети с ретрансляторами. 

При наличии двух частот (дуплексной пары) возможна организация радиосети с использованием ретранслятора, что позволяет значительно увеличить дальность радиосвязи. 

Функции ретранслятора. 

Ретранслятор принимает сигнал на частоте F1, усиливает его и передает на частоту F2. Время, затрачиваемое на обработку сигнала, считается пренебрежимо малым. Ретранслятор является дуплексным устройством, то есть прием и передача осуществляются одновременно. 

Частота передач всех абонентских станций, работающих через ретранслятор равна F1, частота приема - F2. Абонентские радиостанции работают при этом в режиме двухчастотного симплекса (полудуплекса). Рис. 8. 
imageproxy.php-8.gif
Рис. 8.
Дуплексный интервал и дуплексный фильтр. 

Для работы ретранслятора могут использоваться две отдельные антенны для приема и передачи или одна н и дуплексный фильтр. 

Дуплексным интервалом называется частота приема и передач. Для исключения взаимного влияния приемная и передающая антенны должны быть установлены на определенном расстоянии друг от друга. Величина пространственного разноса имеет обратную зависимость от величины дуплексного интервала. Далеко не всегда удается установить антенны таким образом, чтобы избежать взаимного влияния. 

В большинстве случаев используется одна приемопередающая антенна и дуплексный фильтр - устройство, разделяющие полосы приема и передачи. Нормальным дуплексным интервалом для работы в полудуплексном режиме является интервал 4-5 МГц. При этом удается сделать дуплексный фильтр достаточно недорогим и компактным. В случае меньшего или большего дуплексного интервала конструкция дуплексного фильтра усложняется, а цена значительно возрастает. 

Рабочий цикл ретранслятора. 

Рабочий цикл ретранслятора называется процент времени непрерывной работы на передачу с определенным постоянным уровнем выходной мощности без выхода ретранслятора из строя. Рабочий цикл в наибольшей степени определяется системой охлаждения передатчика и параметрами блока питания. 

Состав ретранслятора. 

В состав ретранслятора входят приемопередатчик, блок питания, контроллер, корпус с системой охлаждения. Блок питания, контроллер, дуплексный фильтр могут быть встраиваемыми или внешними. Система охлаждения может быть принудительной (вентилятор + радиатор) или пассивной (только радиатор). В ретрансляторах MOTOROLA GR300GR500 в качестве блоков приемника и передатчика автомобильные радиостанции GM300350. 

Режимы работы ретранслятора. 

При комплектации соответствующим контроллером ретранслятор может поддерживать различные режимы работы. Например: доступ к ретранслятору может быть ограничен и ретрансляция сигнала произойдет только после декодирования кода доступа. 

Достаточно популярным являются контроллеры с селективным вызовом и телефонным интерконнектом. 
imageproxy.php-9.gif
Рис. 9.
Ретранслятор с таким контроллером представляет собой одноканальную базовую станцию (рис. 9). Для пользователей системы поддерживаются следующие типы вызовов: 
  • Радиоабонент - радиоабонент (индивидуальный вызов);
  • Радиоабонент - группа;
  • Радиоабонент - абонент телефонной сети;
  • Абонент телефонной сети - радиоабонент (индивидуальный вызов);
  • Абонент телефонной сети - группа радиоабонентов. 

    По набору функций подобные системы приближаются к транкинговым системам простейшего уровня. 
     

    3. Транкинговые системы радиосвязи.
    подробнее о ТРАНКИНГОВОЙ СИСТЕМЫ SMARTRUNK II

    Несмотря на то, что современные нетранкинговые системы могут предоставлять пользователю широкие возможности при организации радиосвязи, всем им присущ один общий недостаток - неэффективное использование радиочастот. 

    Поясним ситуацию простым примером. Предположим, у нас имеются три радиочастотных канала, каждый из которых жестко закреплен за определенной группой пользователей. При этом для такой системы (точнее, трех раздельных систем) типична ситуация, изображенная на рисунке 10 (слева): канал 1 перегружен, в то время как канал 2 не используется. При этом ситуация будет выглядеть так, как показано на рисунке 10 (справа). Очевидно, что качество обслуживания возросло за счет улучшения использования каналов, и мы получили простейшую транкинговую систему. 
     

imageproxy.php-10.gif
Рис. 10.

источник: http://www.radiovnimanie.ru/UKV_svyaz/ukv_svyaz.htm

imageproxy.php-4.gif

Link to comment
Share on other sites

Хренасе ты завернул.. :)

 

Типа для общего развития и все такое)))

 

Думаю сделать постоянные клубные каналы - типа город что то типа 4ххx.xxx (UHF), трасса типа 14х.ххх (VHF) - надо потихоньку уже готовиться к большим тусам, на этой было 23 машины)

Link to comment
Share on other sites

Каковы принципиальные различия диапазонов CB и LPD (UHF/VHF)?

Диапазон CB доступен для общего использования в России уже довольно давно. И всем известны его достоинства и недостатки. В силу особенностей диапазона, обусловленных физическими законами, он является трудно прогнозируемым с точки зрения прохождения радиоволн, подвержен воздействию бытовых и промышленных помех, а значит, не гарантирует устойчивой и надежной связи. Кроме того, он обладает слабой проникающей способностью, следовательно, не предназначен для использования в условиях городской застройки. Из-за того, что диапазон до недавнего времени был единственным, применявшимся без ограничений любыми пользователями, он сильно загружен в городах. Для работы на нем практически не существует компактного оборудования.

Диапазон LPD находится в общем использовании в России относительно недавно, совпадает с европейским диапазоном аналогичного применения. Несмотря на то, что мощность разрешенных к использованию радиостанций существенно ограничена, расположение в верхней части УКВ, а значит, хорошая проникающая способность радиоволн диапазона позволяет с успехом использовать его для связи в городских условиях. Промышленные помехи не оказывают на эту часть радиоспектра сильного влияния. А в условиях работы на открытой местности дальность связи существенно возрастает из-за отсутствия строений вообще. Таким образом, зачастую LPD диапазон оказывается намного удобнее и полезнее, чем CB. Дополнительный плюс - все оборудование весьма компактно.

Link to comment
Share on other sites

  • Prospect

Я думаю что все-таки CB предпочтительнее для использования в авто. А про клубный канал определенной частоты поддерживаю целиком и полностью! Последний выезд это показал!

Link to comment
Share on other sites

Я думаю что все-таки CB предпочтительнее для использования в авто. А про клубный канал определенной частоты поддерживаю целиком и полностью! Последний выезд это показал!

 

Если бы это было так - то кроме CB у нас бы никто не пользовался в автоклубах ничем другим. А у тех кто ездит большими группами и делает это часто в основном VHF/UHF - явно не просто так....

 

CB дешевле факт, но лучше ли? не уверен.

Link to comment
Share on other sites

Точнее правильно сказать - удобней ли) У многих антен нет, и желания в салон колхозить лишнюю железку с антеной на крыше тоже нет) А портативных CB выбор прямо скажем .... Alan 42 разве только - но со штатной антеной она убого ловит - караул.

Link to comment
Share on other sites

да ладно, поставить антенну-это не больно =)))))))))))

 

поставил, снял, поставил, снял ))) ну не все одобрят

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Какой гражданский диапазон выбрать для связи? Для гражданской безлицензионной (не нужно получать разрешения) в России отведено всего 2 принципиально различных диапазона:

• на коротких волнах (КВ) - СиБи (CB);
• на ультракоротких волнах (УКВ) - LPD и PMR.
Сразу нужно отметить, что существует прямой запрет коммерческого использования PMR, прописанный в законодательных актах (решение ГКРЧ 05-10-02-001 от 28.11.2005).

Что бы вы могли сделать осознанный выбор диапазона, радиостанции, работающие на котором будете приобретать, опишем специфику этих диапазонов.

27 МГц - СиБи диапазон (короткие волны (КВ)). + Радиоволны на этих частотах способны огибать некоторые виды препятствий, такие как здания, холмы;
+ Зелёные насаждения (лесные массивы) для них прозрачны (не ухудшают связи).
+ Так как частоты достаточно низкие, то потери мощности в кабеле, соединяющем антенну с радиостанцией малы, даже для не дорогих кабелей.
+ Законом разрешено устанавливать базовые антенны для радиостанций этого диапазона.
- На этих частотах как и на любом КВ возможно возникновение дальнего прохождения (когда сигналы станций находящихся на расстоянии 2000 км и более внезапно становятся слышны лучше чем сигналы станций находящихся на расстоянии 2 км). Прохождение и его сила зависит от солнечной активности и состояния магнитосферы Земли.
- Так как частоты низкие, то здесь, особенно в городе, много помех от бытовой техники, грозовых разрядов, некачественных систем зажигания автомобилей, промышленных установок.
- Радиоволны этих частот не проникают через окна и двери, размеры окон и дверей слишком малы для этих частот, соответственно связь в подвальных помещениях и внутри зданий почти невозможна.
- Требуются антенны крупных физических габаритов (например, штырь 2 метра или более, а самая простая базовая антенна будет иметь размер с учётом всех элементов конструкции примерно 4 метра, короткие антенны, менее 1 метра малоэффективны).

433 МГц и 446 Мгц - LPD и PMR диапазоны (ультракороткие волны (УКВ)). + Малый уровень индустриальных и естественных помех на этих частотах (огромная редкость дальнее прохождение, т.е. связь только локальная).
+ Короткие антенны (штырёк длиной всего 17 сантиметров уже эффективен как штырь 2,65 метра на СиБи).
+ Сигналы отлично отражаются от проводящих ток поверхностей, например железобетонных стен и за счёт многократных отражений могут проникать с улицы даже в подвалы.
- Потери в недорогих кабелях очень велики, что делает очень дорогим занятием установку базовых антенн, если дина кабеля до антенны больше 5-10 метров. Цена кабеля вносящего малые потери на этих частотах, порядка 150 рублей за 1 метр, по ценам 2012 года.
- Сигналы не огибают препятствия, такие как здания, а почти полностью отражаются от них.
- Зелёные насаждения вносят потери в сигналы этих частот.
- Если нет прямой видимости из за многократных отражений и суммирования/вычитания отраженных и прямых сигналов возникает множество точек, где почти нет приёма сигнала, эти точки чередуются с точками где сигнал максимален примерно через каждые 30 сантиметров, то есть при приёме или передаче в движении постоянно будут слышны "замирания" сигнала (этакое "шшк--шшк--шшк").

Отличие LPD от PMR. С точки зрения распространения радиоволн и физики эти два диапазона идентичны, с точки зрения закона различны, а именно:
На PMR выделены для использования только 8 каналов, на LPD 69 каналов.
На PMR разрешенная мощность 500 милливатт (0,5 ватта) на LPD 10 милливатт (0,01 ватта).
Но учитывая, что почти все LPD и некоторые PMR радиостанции находящиеся в продаже имеют мощность значительно больше разрешенной (у некоторых экземпляров доходит до 5 ватт), то LPD и PMR различаются лишь числом каналов.

Несколько замечаний о расстояниях - "на сколько далеко будет связь"? На PMR и LPD расстояние связи зависит в основном от наличия прямой видимости, то есть от отсутствия препятствий на пути радиоволн.
Если есть прямая видимость, то связь на самых простых радиостанциях того же PMR будет на расстоянии до 30 километров или даже больше.

 

Если прямой видимости нет, например, рядом, между вами, жилой массив из монолитных железобетонных домов, то на точно тех же радиостанциях уверенная связь будет на расстоянии до "зашел за третий дом от тебя", то есть метров на 200, а далее только "шык-пшык" и потом может опять внезапно появиться уже в километре или двух (будут долетать отражения от дальних объектов - башенных кранов, высоких домов), затем плавно исчезнуть вовсе.
Причём при отсутствии прямой видимости от мощности радиостанции толком ничего не будет зависеть, хоть 25 ватт "вкачай", а связи не будет за 10 железобетонными преградами (домами), если неоткуда ещё отразиться сигналу, что бы долететь до нужного места хотя бы 10 раз отразившись.

На СиБи расстояние связи зависит от эффективности антенны и мощности больше, чем от наличия преград на трассе. Хотя, конечно, плотная городская застройка поглощает любые радиоволны.
На штатную мощность сиби радиостанций между автомобилями (с антенками длиной метра 2 и отсутствии помех от зажигания и светодиодных светофоров), в городе, связь возможна на расстояние порядка 3-5 километров.
Если между машинами есть относительно прямая видимость (лишь несколько разрозненных домов где-то далеко преграждают радиоволнам путь), то связь будет на расстоянии порядка 10-15 километров.
Между базовыми антеннами (антенны 5/8 или ГП 1/4) и штатной мощностью радиостанций связь в условиях современных городских помех возможна на расстояние порядка 20 километров.

Теперь вы уже в состоянии сделать осознанный выбор диапазона, на котором будут работать ваши радиостанции, но на всякий случай, ниже несколько готовых "рецептов".

Если нужна связь между машинами в лесах-холмах-полях или на трассе.
Используйте СиБи (27МГц), на машину можно установить вполне хорошую по эффективности антенну длиной порядка 2 метра и получить связь, которая не сильно зависит от наличия прямой видимости и не имеет характерных для УКВ частых замираний сигнала ("шыканий").

Если нужна связь "офис-склад".
Используйте переносные радиостанции LPD, там много каналов, а высокая эффективность встроенных антенн (по сравнению с переносными СиБи) и способность радиоволн этого диапазона многократно отражаясь от проводящих поверхностей проникать даже в подвалы, обеспечат вам уверенную связь внутри здания или в пределах близлежащих зданий.

Если нужна связь "велосипедист с велосипедистом" или "грибник с грибником" или "дача - пляж" или "сын - отец" или "друг в соседнем доме".
Переносные радиостанции PMR будут отличным выбором, т.к. не смотря на малое число каналов этот диапазон изначально отведён для семейной, персональной радиосвязи.
На расстояниях более 3-4 километров в лесу или более 2 километров в городе, могут быть затруднения в связи, но это не критично, зато если есть прямая видимость, то связь будет километров на 10 или даже больше.

Если нужна связь для "мне бы пообщаться и мир послушать".
Выбирайте базовый вариант СиБи (обязательно радиостанцию с АМ/ЧМ, а желательно и SSB модуляцией), установите 5/8 на крышу и каждые 11 лет 3-4 года у вас будут слышны люди из городов, названия которых вы даже выговорить не сможете с первого раза, не то что бы показать рукой в какой части света они находятся, более того, они тоже будут вас слышать.
Плюс у вас будет возможность послушать матерную брань на канале "дальнобойшиков", узнать, где пробка, а где пробку уже вынули на "авто радио каналах".

 

оригинал:

 

http://27kb.ru/zou.php?f=300&article=1

Link to comment
Share on other sites

Standardized Frequency Bands

Extremely low-frequency (ELF) band 30 Hz–300 Hz

Voice-frequency (VF) band 300 Hz–3 kHz

Very low-frequency (VLF) band 3 kHz–30 kHz

Low-frequency (LF) band 30 kHz–300 kHz

Medium-frequency (MF) band 300 kHz–3 MHz

High-frequency (HF) band 3 MHz–30 MHz

Very high-frequency (VHF) band 30 MHz–300 MHz

Ultrahigh-frequency (UHF) band 300 MHz–3 GHz

Super high-frequency (SHF) band 3 GHz–30 GHz

Extremely high-frequency (EHF) band 30 GHz–300 GHz

Standardized Frequency Bands at 1 GHz and above

L band 1 GHz–2 GHz

S band 2 GHz–4 GHz

C band 4 GHz–8 GHz

X band 8 GHz–12 GHz

Ku band 12 GHz–18 GHz

K band 18 GHz–26.5 GHz

Ka band 26.5 GHz–40 GHz

Q band 32 GHz–50 GHz

U band 40 GHz–60 GHz

V band 50 GHz–75 GHz

W band 75 GHz–100 GHz

Detailed Subdivision of UHF, SHF, and EHF Bands

L band 1.12 GHz–1.7 GHz

LS band 1.7 GHz–2.6 GHz

S band 2.6 GHz–3.95 GHz

C(G) band 3.95 GHz–5.85 GHz

XN(J, XC) band 5.85 GHz–8.2 GHz

XB(H, BL) band 7.05 GHz–10 GHz

X band 8.2 GHz–12.4 GHz

Ku(P) band 12.4 GHz–18 GHz

K band 18 GHz–26.5 GHz

V(R, Ka) band 26.5 GHz–40 GHz

Q(V) band 33 GHz–50 GHz

M(W) band 50 GHz–75 GHz

E(Y) band 60 GHz–90 GHz

F(N) band 90 GHz–140 GHz

G(A) band 140 GHz–220 GHz

R band 220 GHz–325 GHz

Subdivision of VHF, UHF,

and SHF Lower Part of the EHF Band

A band 100 MHz–250 MHz

B band 250 MHz–500 MHz

C band 500 MHz–1 GHz

D band 1 GHz–2 GHz

E band 2 GHz–3 GHz

F band 3 GHz–4 GHz

G band 4 GHz–6 GHz

H band 6 GHz–8 GHz

I band 8 GHz–10 GHz

J band 10 GHz–20 GHz

K band 20 GHz–40 GHz

L band 40 GHz–60 GHz

M band 60 GHz–100 GHz

Модуляция перечисленных интересующих служб как правило NFM, за редким исключением WFM. А уж AM крайне редко.

А теперь по диапазонам про интересующие службы

жд дороги

По примеру из Киева могу предположить что в районе 15Х МГц

речного флота

Аналогично, Киев речь порт использует 300.100; 300.200 (самая популярнай в Киеве реч флота частота) 300.400 (наблюдал) только баржы.

дальнобойщиков

если таковы сейчас используются то возможно на частотах гражданской радиосвязи 27-28 МГц

нарядов ппс и райотделов

Уже было правильно названно 148-149

и прочие интересные вещи.

на 400х стоит засканить.

А выше 1 ГГц что-то ничего интересного не попадалось, возможно небрежно искал.

Общая картина использования, плюс к той что была в указанной выше статье

Radio Frequency Bands

Longwave broadcasting band 150–290 kHz

AM broadcasting band 550–1640 kHz (1.640 MHz) (107 channels, 10-kHz separation)

International broadcasting band 3–30 MHz

Shortwave broadcasting band 5.95–26.1 MHz (8 bands)

VHF television (channels 2–4) 54–72 MHz

VHF television (channels 5–6) 76–88 MHz

FM broadcasting band 88–108 MHz

VHF television (channels 7–13) 174–216 MHz

VHF television (channels 14–83) 470–890 MHz

Использование на Украине и в СНГ может отличаться.

Источник терминов книга Auerbach - WiMAX A Wireless Technology Revolution (Oct 2007) станицы 2-4.

Link to comment
Share on other sites

Если бы это было так - то кроме CB у нас бы никто не пользовался в автоклубах ничем другим. А у тех кто ездит большими группами и делает это часто в основном VHF/UHF - явно не просто так....

 

CB дешевле факт, но лучше ли? не уверен.

Если приходится выходить на трассу однозначно СВ нужен, чаще всего окупается за одну поездку за счет инфы по обстановке от дальнобоев. Для общения в колонне и в месте тусовки LPD. Обычно мы так ездим толпой: 2-3 машины слушают СВ 15АМ и все вместе общаются на LPD.  Но!  LPD в нашей компании покупались для использования на квадриках и снежиках, использование в авто второстепенно. Просто для авто достаточно и необходимо СВ. 

Link to comment
Share on other sites

Если приходится выходить на трассу однозначно СВ нужен, чаще всего окупается за одну поездку за счет инфы по обстановке от дальнобоев. Для общения в колонне и в месте тусовки LPD. Обычно мы так ездим толпой: 2-3 машины слушают СВ 15АМ и все вместе общаются на LPD.  Но!  LPD в нашей компании покупались для использования на квадриках и снежиках, использование в авто второстепенно. Просто для авто достаточно и необходимо СВ. 

 

в общем согласен, если учесть тот факт что не все хотят рацию ставить в машину, то достаточно LPD для выездов

Link to comment
Share on other sites

Ну и цитата из вики
 
 
 

Цитата

С учётом вышеприведённых аргументов, сделать однозначного вывода о том, какой диапазон «лучше» не представляется возможным. Разные диапазоны гражданской связи обладают своими преимуществами и недостатками, которые проявляются в различных условиях.

 

Поэтому выбор между СиБи и LPD/PMR должен обуславливаться различными факторами, в первую очередь, условиями применения.

 

Так, для использования за городом, для обеспечения связи на больших расстояниях в условиях леса и пересеченной местности, особенно, если нет возможности обеспечить большую высоту установки антенны, представляется целесообразным использование СиБи.

 

Для связи в городе, особенно, изнутри железобетонного здания или из кабины автомобиля или автобуса (без внешней антенны) — предпочтительнее LPD/PMR.

 

Если большая дальность связи не требуется, но важны удобство ношения радиостанции (в том числе скрытого ношения) и её компактность — LPD/PMR незаменимы.

 

Если предполагается связываться с профессиональными или радиолюбительскими радиостанциями — целесообразно брать портативки LPD, так как у PMR сетка каналов сдвинута на 6.25 кГц относительно 446 МГц, но шага 6.25 кГц в большинстве любительских и профессиональных радиостанций нет.

 

Если важна легальность радиостанции при поездках за границу в Европу — PMR будет лучше, чем LPD… 

 

 

skitch-5.png

skitch-6.png

Link to comment
Share on other sites

Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

×
×
  • Create New...